
Главная » 2014 Август 6 » Литовские подвижные игры для дошкольников
17:35 Литовские подвижные игры для дошкольников | |
Утро зайчика (Кишкио ритас) Все игроки — зайчики, а один из них — учитель зайцев. Зайчики чертят на земле кружки — это их домики. У учителя такого домика нет. Заяц-учитель говорит: «Все встают! (Зайчики имитирующими движениями выполняют его указания.) Все умываются; делают гимнастику; убирают постель; завтракают; идут в школу; занимаются в школе; идут домой; готовят уроки; играют во дворе». Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками в любом порядке. После слов: «Играют во дворе» — зайчики выбегают из своих домиков и бегают. Вдруг учитель говорит: «Ночь!» Все должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успевает, считается проигравшим. Правила игры. Выполнять движения надо соответственно указанию учителя. После слов: «Играют во дворе» — нельзя бегать вблизи своего домика — передвигаться следует по всей площадке. Цветы (Гелее) Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, лилия, нарцисс и т. д.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок. Играющие могут называться не только цветами, но и зверями, рыбами и т. д. Правила игры. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка. Побеждает тот, который ни разу не был пойман. Охотник (Мэджиотояс) Из числа играющих выбираются охотник и лесник. Охотник идет к леснику и жалуется: «Хочу поохотиться, но нет леса». «Лес можно посадить», говорит лесник. Приводит часть детей и расставляет по разным местам площадки на расстоянии примерно двух-трех шагов друг от друга. «Вот тебе и лес»,— говорит он «А на кого мне охотиться, если нет зверей?» — жалуется охотник. Тогда лесник ставит за деревьями остальных играющих и дает им названия разных зверей. «Какого зверя хочешь поймать?» — спрашивает лесник. «Лису»,— отвечает охотник. Названный зверь должен убегать, а охотник гнаться за ним. Деревья поднимают ветви (расставляют руки) и стараются помешать охотнику поймать зверя. Если он все же поймает добычу, игроки меняются местами. Если не поймает, выбираются новые действующие лица и игра начинается сначала. Правила игры. Деревья, стараясь закрыть дорогу охотнику, могут одной ногой сделать шаг в любую сторону. Зверь считается пойманным, если охотник дотронулся до него рукой. Пятрасу нужна одежда (Пятруй рэйкиа драбужиу) Играющие образуют круг. На расстоянии одного-двух шагов друг от друга очерчивается мелом место каждого. Из числа играющих выбирается Пятрас (имя). Он стоит в кругу. Все остальные присваивают себе название какой-нибудь одежды: шапка, шарф, носки и т. д. Одним и тем же названием одежды могут называться несколько детей. Пятрас говорит: «Пятрасу нужен шарф». Шарфы, обежав круг, становятся около Пятраса. Потом он называет другой вид одежды, и повторяется то же самое. Затем Пятрас говорит: «Пятрасу нужна вся одежда». После этих слов все и те, которые стояли около него, и те, которые остались невызванными,— покидают свои места и бегут за Пятрасом. Игроки должны следить, когда Пятрас займет какой-нибудь кружок. Тогда они тоже быстро стараются занять любой круг. Оставшийся без места становится Пятрасом. Правила игры. Побеждают те, которые ни разу не были Пятрасом. Ригу-рагу Выбирается ведущий игры. Он стоит перед играющими. У всех пальцы согнуты в кулак. Ведущий трясет перед собой руками, сжатыми в кулак, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу...» Затем высовывает большие пальцы изображая рога, и называет, например: «Коза с рогами» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты выкупаются (дети поют песни, читают стихи и т. д.). Правила игры. Дети внимательно должны следить за движениями рук ведущего. За ошибками следит ведущий. Кот (Катинас) Играют трое: продавец, покупатель и кот. Па одном конце скамейки садится продавец, па другом лицом к продавцу — кот. Покупатель подходит к продавцу к спрашивает: — Куда едешь? — В Трикай! (Название города.) — Кого ведешь? — Кота. — Продай мне! — Что дашь? — Пять копеек, ложку меда и пестрого шелка. После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а покупатель его догоняет. Если он догонит (дотронется рукой), игроки меняются ролями: кот становится покупателем, покупатель продавцом, продавец — котом. Правила игры. Каждый раз покупатель придумывает новый вариант платы за кота, а продавец — другое название города. Обежав скамейку два раза, они меняются ролями. Ловля хорька (Шэшко гаудимас) Играющие выбирают хозяина. Остальные игроки становятся плотно спиной в круг, держа руки за спиной. Хозяин с платком в руках ходит кругом. Он озабочен тем, что в его курятник иногда приходит хорек. «Шалун хорек ловит моих кур. Что делать? Как мне этого хорька выгнать? Кто мне поможет это сделать?» — говоря так, хозяин незаметно кладет одному из игроков в руки платок и идет дальше. Тот, почувствовав в своих руках платок, не показывает вида и ждет, пока хозяин не скажет: «Лови хорька!» После этих слов игрок с платком ловит игрока, стоящего справа от него. Хозяин занимает одно свободное место в кругу. На другое свободное место, обежав круг (в том случае, если до него не дотронулись платком), встает хорек. Оставшийся без места становится хозяином, и игра продолжается. Правила игры. Все должны внимательно следить, кому из игроков хозяин положит платок. Хорьком считается игрок, стоящий справа от получившего платок. Ловишка должен дать хорьку выбежать из круга и только после этого ловить его. | |
|